Разработка экологических проектов

Разработка проекта ПДВ:
Предельно допустимый выброс - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов. Обязанность разработки проекта регламентирована ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».


Нормативы ПДВ определяются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта. Проект ПДВ является основополагающим документом для получения юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс.


Проект нормативов ПДП включает в себя:

  • материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • расчеты рассеивания загрязняющих веществ;
  • справку Росгидромета о фоновых концентрациях за последний период обобщения;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на проект нормативов выбросов;
  • план-график производственного контроля.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдает территориальное управление Росприроднадзора (либо министерство природных ресурсов) на срок до 5 лет.

 

Разработка проекта СЗЗ
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.


К числу основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления санитарно-эпидемиологического нормирования, можно отнести:
1.  О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
2. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.


К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:
1. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
2. Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. — М.: РЭФИА, 1998. — 86 с.


На основании экспертного заключения, которое выдает ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», на проект СЗЗ, Роспотребнадзор выдает Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии или несоответствии проекта санитарно-эпидемиологическим нормам.

Разработка проекта ПНООЛР
ПНООЛР разрабатывается на предприятии в соответствии с требованиями ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,Приказ №50 от 25.02.2010 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

 

Согласно п.3 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 

Не требуется разработка ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие предприятия представляют в органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке. На основании согласованного ПНООЛР утверждаются лимиты на размещение отходов на срок до 5 лет.

 

Расчет платы за негативное воздействие на ОПС
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.


К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, как от стационарных, так и от передвижных источников и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • размещение отходов производства и потребления.

Размеры базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы утвержденыПостановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 (с последующими изменениями к нему, внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 г. № 410) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».


В случае отсутствия у природопользователя оформленного разрешения на размещение отходов и иные виды негативного воздействия вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется на основании Приказа Ростехнадзора от 05.04.07 г. № 204 с изм. от 27.03.08 г. № 182.


Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься предприятием не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал, т.е. 4 раза в год, не позднее 20 января (IV квартал), 20 апреля (I квартал), 20 июля (II квартал), 20 октября (III квартал) (в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08. 07. 06 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

 

Паспорт опасного отхода
Требование составления паспорта опасного отхода содержится в ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».


Паспорт опасного отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отходов, а также оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство России.
Паспорт опасности отходов - документ, содержащий сведения о составе отходов, виде или видах (в том числе классе) их опасности, возможные технологии безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами;


Паспортизация отхода - последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов в целях ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.


Содержание и порядок заполнения паспорта опасности отходов установлены ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Ответственность за полноту и достоверность данных, представленных в паспорте, а также за мероприятия по безопасному хранению и применению опасных отходов несет руководитель предприятия, на территории которого находятся отходы.


В соответствии с ГОСТ 30774-2001 паспорт опасности отходов должен включать следующие обязательные разделы:

  • наименование отходов;
  • наименование и реквизиты предприятия - производителя отходов;
  • количество паспортизуемых отходов;
  • перечень опасных свойств отходов;
  • происхождение отходов;
  • состав отходов и токсичность их компонентов;
  • рекомендуемый способ переработки отходов;
  • пожаро- и взрывоопасность отходов;
  • коррозионная активность отходов;
  • реакционная способность отходов;
  • необходимые меры предосторожности при обращении с отходами;
  • ограничения по транспортированию отходов;
  • дополнительная информация.

 

Паспорт подписывает руководитель предприятия. По мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы, документ подлежит обновлению и перерегистрации. 

 

При любой обработке полученной партии отходов, включая смешение ее с другими материалами, грузополучатель обязан в случае транспортирования за пределы своего предприятия оформить и зарегистрировать новый паспорт на данную партию (часть партии) отходов.
Приказом МПР России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма документа и инструкция по ее заполнению.


Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4-го классов опасности для окружающей природной среды (ОПС), обладающие опасными свойствами (токсичность, пожаро- и взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней). Форма паспорта заполняется отдельно на каждый вид отходов.

 

Код и наименование отхода указываются по федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов".

 

Отчетность по форме №2-ТП (отходы)
Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) введена в действие приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 № 17, начиная с отчета за 2010 год. Представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в срок до 1 февраля после отчетного периода в территориальные органы Росприроднадзора, территориальные органы Росприроднадзора представляют сводные формы статотчетности в Росприроднадзор в срок до 15 марта после отчетного периода. Отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом МПР России от 15.06.2001 № 511. Форма № 2-ТП (отходы) содержит информацию о наличии отходов на начало отчетного года; образовании отходов за отчетный год; поступлении отходов от других организаций; использовании и обезвреживании отходов; передаче отходов другим организациям для использования, обезвреживания, хранения и захоронения; о размещении отходов (хранении и захоронении) на эксплуатируемых объектах размещения отходов; о наличии отходов на предприятии на конец отчетного года.

 

Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса
В соответствии с порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.10 г. № 50 (в ред. от 22.12.2010 г.), лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с «Отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».
Лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с Отчетностью предоставленной в текущем году.


Плата за текущий год взимается по факту без пятикратного коэффициента!
В связи с Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 г. N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" сообщаем Вам, что с 28.12.2010 г. мы оказываем услуги по расчету и сдаче данного отчета по сети INTERNET с фактическим дублированием и отправкой его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Алтайскому краю и Республике Алтай.


Напоминаем сдать данный отчет необходимо до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В случае своевременного представления отчетности о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом плата за загрязнение окружающей среды будет определяться без учета пятикратного повышающего коэффициента.


Обращаем внимание субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай: Отчетность признается юридически значимой и действительной только после отметки о приеме ее Росприроднадзором или при наличии у Вас уведомления о получении отчета по почте. Если нет уведомления или отметки, то отчет считается не принятым.


В случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства не верно сформирован отчет или в срок не представлена отчетность, к ним будет применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в редакции от 08.11.2011).


Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Датой представления отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.

 

Лицензия на обращение с отходами (I-IV класс опасности) | Получение и переоформление

Лицензия деятельность по обращению с отходами – документ выдаваемый Росприроднадзором, разрешающий сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности, действующий на всей территории РФ. Срок действия лицензии на обращение с отходами - бессрочно.

 

Согласно ФЗ-99 от 04.05.2011г. "О лицензируемых видах деятельности", лицензию необходимо получать на осуществлении следующих действий с отходами  I – IV классов опасности: сбор, использование, обезвреживание, размещение, утилизация, транспортирование. Для оценки опасности отходов Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 г. установлены методы расчета опасности и 5 классов опасности

 

I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высоко опасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - мало опасные отходы; 
V класс - практически неопасные отходы.